Полезная информация
Вопросы оценки ОИС
Оценка стоимости имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности выполняется в соответствии с нормативными, методическими и инструктивными документами, регламентирующими оценку и оценочную деятельности в Украине, а также с учетом информационных, аналитических, справочных и нормативно-правовых источников. Среди нормативных документов, регулирующих вопросы оценки и использования объектов права интеллектуальной собственности в Украине, основными являются следующие:
В процессе работы оценщик также может руководствоваться Международными стандартами оценки (The International Valuation Standards, IVS: https://www.ivsc.org/standards/international-valuation-standards/consultation/IVS-review#tab-summary), профильной научно-практической литературой, исследованиями профессиональных учреждений и изданий, а также базами данных.
Например, среди международных статистических агентств зарекомендовала себя компания «Plain Language Media, LLP», США (предыдущее название «EPM, a Division of Business Valuation Resources, LLC), которая была основана в 1977 г. с целью сбора, обработки и публикации данных о лицензионных соглашениях в области права интеллектуальной собственности. С 1990 г. компания Plain Language Media, LLP публикует информационные бюллетени, научные исследования и каталоги, сосредоточенные на управлении, маркетинге, потребительском спросе и тенденциях ритейла; проводит конференции, семинары та вебинары. Ежегодное информационное издание «The Licensing Letter. Royalty trends report» (TLL: https://www.thelicensingletter.com/About/) данного издательства мы используем для анализа рыночных ставок роялти для разных типов собственности и категорий потребительских товаров.
В своей работе мы также используем информацию базы данных «RoyaltyStat» ( http://www.royaltystat.com/). Это профессиональная база данных, основанная в 2000 году, которая в настоящее время содержит более 17 500 соглашений в широком спектре отраслей. Миссия RoyaltyStat заключается в обеспечении наибольшей надежной базой данных ставок роялти из лицензионных соглашений. Каждое из этих соглашений имеет нередактированную ставку лицензионного платежа, и полная база данных может быть исследована с использованием различных фильтров. Сайт включает в себя широкий аналитический инструментарий, разработанный с учетом особенностей вопросов трансфертного ценообразования и оценки объектов права интеллектуальной собственности.
Законодательство и полезные ссылки по ТМ
Частые вопросы (FAQ)
Что дает регистрация ТМ?
Регистрация ТМ / торговой марки /знака для товаров и услуг является правом, а не обязанностью, т.е. любое лицо может использовать ТМ в хозяйственной деятельности и без регистрации в национальном патентном ведомстве.
Основная задача ТМ – выделить производителя товаров или услуг, идентифицировать его среди схожей продукции, закрепить в сознании потребителя ассоциации с определенным качеством, стилем, эксклюзивностью. Естественно, что для продвижения такой узнаваемости и репутации ТМ (основной гудвилл предприятия), владелец ТМ вкладывает финансовые и, что более ценно, временные ресурсы. И тут, как говорится, на самом интересном месте появляется «законный владелец» (конкурент, дистрибьютер или просто жадный тролль из-под патентного моста) и требует прекратить использовать Вашу ТМ, т.к. у него есть идентичная / схожая зарегистрированная ТМ.
Причем, в лучшем случае, тролль продает вам Вашу же ТМ, а в худшем - конкурент может заранее внести ТМ в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, остановить поставки товаров, инициировать судебное разбирательство и т.п.
Конечно, существуют способы доказывания вашей правоты и добросовестного поведения на рынке, а также возможности продолжать использование ТМ в том же правовом объеме (для тех товаров и/или услуг для которых было фактическое использование), но все это перейдет в плоскость судебных разбирательств, затраты на которые несоизмеримы с проведением регистрации ТМ.
Отдельно, стоит обратить внимание, что получение доменного имени в зоне .UA невозможно без регистрации ТМ.
Таким образом, зарегистрированная ТМ дает владельцу право запрещать ее использование другим лицам и передавать права на ТМ по договору полностью или частично (продажа ТМ, лицензионные договоры).
Что нужно знать о ТМ?
В целях регистрации и расчетов стоимости официальных сборов, ТМ / торговую марку /знак для товаров и услуг целесообразно разделить на словесную (слово или словосочетание), изобразительную (рисунок) и комбинированную (слово/словосочетание + рисунок).
ТМ может быть подана на регистрацию в черно-белом или в цветном варианте, черно-белый вариант обладает большим правовым объемом (возможность использовать ТМ в любых цветах), цветной вариант предполагает дополнителные государственные сборы и использование только в тех цветах которые заявлены, рекомендуется - если цвета являются фирменными цветами, узнаваемыми потребителем.
ТМ / торговая марка /знак для товаров и услуг имеет сугубо территориальное действие – действует только на территории той страны в которой зарегистрирована.
Владельцем ТМ в Украине может быть любое физическое или юридическое лицо, резидент и нерезидент Украины. В некоторых странах существуют определенные ограничения (например – владельцем может быть только юридическое лицо или физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность), однако, в случае подачи «международных» заявок в этих странах через Мадридскую систему регистрации на основании национальной украинской заявки/регистрации ТМ – такие ограничения не действительны.
Срок регистрации ТМ при стандартной процедуре – в среднем составляет от 14 - 18 месяцев, крайние сроки регистрации с момента подачи заявки на регистрацию ТМ законодательно не определены.
Срок регистрации ТМ при ускоренной процедуре – составляет 4,5 - 6 месяцев, за проведение ускорения оплачивается дополнительный государственный сбор (составляет от 4830 грн. и более в зависимости от количества выбранных классов МКТУ, еще более высокая стоимость для комбинированных ТМ).
Указание в ТМ официального названия / имитация названия государства «Украина», написанная буквами украинского и / или любого другого алфавита а также использование международного кода Украины «UA» регламентируется отдельными Правилами – предполагает дополнительный государственный сбор (6000 грн.), а также предоставление доказательств того, что заявитель осуществляет деятельность на территории Украины не менее 5 лет, занимает доминирующее положение на рынке, осуществляет внешнеэкономическую деятельность и т.п. Однако, использование слова «украинский» не подпадает под эти требования – возможно при регистрации без дополнительных затрат и доказательств.
Предварительный отказ национального ведомства в регистрации ТМ по любым причинам – не является окончательным и бесповоротным, существуют дополнительные процедуры подачи аргументированного ответа органу экспертизы, предоставление доказательств фактического использования ТМ, обращение в Апелляционную палату.
Что такое классы МКТУ и как их определить?
МКТУ - Международная классификация товаров и услуг, которая используется для регистрации торговых марок, принята в рамках Ниццкого соглашения 1957 года. Классификация разграничивает по принципу однотипности / однородности все товары и услуги на 45 классов — 34 класса товаров (классы с 1‑го по 34‑й включительно) и 11 классов услуг (классы с 35‑го по 45-й включительно).
С учетом развития промышленности, науки и социальных сфер в перечни товаров и услуг МКТУ постоянно вносятся обновления и дополнения существующих формулировок, официальная действущая версия МКТУ всегда доступна на сайтах национальных ведомств.
С целью правильного выбора необходимых классов МКТУ для регистрации ТМ – мы всегда проводим консультацию с учетом видов деятельности будущего владельца ТМ, предлагаем варианты основных и дополнительных классов на выбор с пояснениями. От правильного выбора классов МКТУ зависит не только стоимость регистрации ТМ - все государственные сборы рассчитываются от количества классов, но и шансы прохождения регистрации – чем больше классов, тем больше вероятность наличия схожих уже зарегстрированых ТМ, которые могут быть противопоставлены ТМ при прохождении квалификационной экспертизы.
Как рассчитать стоимость регистрации ТМ / торговой марки / знака для товаров и услуг?
Стоимость регистрации ТМ торговой марки / знака для товаров и услуг состоит из государственных пошлин и сборов, а также гонорара патентного поверенного.
Основные сборы и пошлины (минимальный вариант регистрации ТМ- 1 класс МКТУ, без защиты цвета, 1 владелец) включают в себя:
Сбор 40100 За подачу заявки на знак - 1000 грн. за 1 класс МКТУ
Сбор 41700 За публикацию про выдачу свидетельства на знак - 150 грн. за 1 класс МКТУ
Гос. пошлина за выдачу свидетельства на знак – 85 грн.
Итого: 1235 грн.
Также существуют дополнительные государственные сборы в случае, если ТМ заявляется в цвете, заявителей больше чем 1, срок регистрации – ускоренный и т.п.