Полезная информация

Полезная информация


Вопросы оценки ОИС

Оценка стоимости имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности выполняется в соответствии с нормативными, методическими и инструктивными документами, регламентирующими оценку и оценочную деятельности в Украине, а также с учетом информационных, аналитических, справочных и нормативно-правовых источников. Среди нормативных документов, регулирующих вопросы оценки и использования объектов права интеллектуальной собственности в Украине, основными являются следующие:


1. Гражданский кодекс Украины Книга IV Право интеллектуальной собственности, Закон Украины от 16.01.2003 № 435-IV. http://zakon3.rada.gov.ua/laws/show/435-15/paran2233#n2233

2. Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 № 2755-VI. http://zakon0.rada.gov.ua/laws/show/2755-17

3. Закон Украины «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине» от 12.07.2001 № 2658-III. http://zakon5.rada.gov.ua/laws/show/2658-14

4. Закон Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг» от 23.12.1993 №3771-ХІІ. http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/3689-12

5. Закон Украины «Об охране прав на изобретения и полезные модели» от 15.12.1993 № 3687-XII. http://zakon5.rada.gov.ua/laws/show/3687-12

6. Закон Украины «Об охране прав на промышленные образцы» от 15.12.1993 № 3688-XII. http://zakon3.rada.gov.ua/laws/show/3688-12

7. Закон Украины «Об авторском праве и смежных правах» от 23.12.1993 № 3792-XII. http://zakon3.rada.gov.ua/laws/show/3792-12

8. Закон Украины «Об охране прав на сорта растений» от 21.04.1993 № 3116-XII. http://zakon3.rada.gov.ua/laws/show/3116-12

9. Закон Украины «Об охране прав на указания происхождения товаров» от 16.06.1999 № 752-XIV. http://zakon3.rada.gov.ua/laws/show/752-14

10. Закон Украины «Об охране прав на топографии интегральных микросхем» от 05.11.1997 № 621/97-ВР. http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/621/97-%D0%B2%D1%80

11. Постановление Кабинета Министров Украины от 10.09.2003 № 1440 «Об утверждении Национального стандарта № 1 «Общие положения оценки имущества и имущественных прав» (Национальный стандарт №1). http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/1440-2003-%D0%BF

12. Постановление Кабинета Министров Украины от 03.10.2007 № 1185 «Об утверждении Национального стандарта № 4 «Оценка имущественных прав интеллектуальной собственности» (Национальный стандарт №4). http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/1185-2007-%D0%BF

13. Приказ Фонда государственного имущества Украины 25.06.2008 № 740 «Об утверждении Методики оценки имущественных прав интеллектуальной собственности», зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 6 августа 2008 г. под № 726/15417. http://zakon3.rada.gov.ua/laws/show/z0726-08

14. Положение (стандарт) бухгалтерского учета 8 «Нематериальные активы» (П(С)БУ 8), Приказ Министерства финансов Украины от 18.10.1999 № 242. http://zakon3.rada.gov.ua/laws/show/z0750-99

В процессе работы оценщик также может руководствоваться Международными стандартами оценки (The International Valuation Standards, IVS: https://www.ivsc.org/standards/international-valuation-standards/consultation/IVS-review#tab-summary), профильной научно-практической литературой, исследованиями профессиональных учреждений и изданий, а также базами данных.

Например, среди международных статистических агентств зарекомендовала себя компания «Plain Language Media, LLP», США (предыдущее название «EPM, a Division of Business Valuation Resources, LLC), которая была основана в 1977 г. с целью сбора, обработки и публикации данных о лицензионных соглашениях в области права интеллектуальной собственности. С 1990 г. компания Plain Language Media, LLP публикует информационные бюллетени, научные исследования и каталоги, сосредоточенные на управлении, маркетинге, потребительском спросе и тенденциях ритейла; проводит конференции, семинары та вебинары. Ежегодное информационное издание «The Licensing Letter. Royalty trends report» (TLL: https://www.thelicensingletter.com/About/) данного издательства мы используем для анализа рыночных ставок роялти для разных типов собственности и категорий потребительских товаров.

В своей работе мы также используем информацию базы данных «RoyaltyStat» ( http://www.royaltystat.com/). Это профессиональная база данных, основанная в 2000 году, которая в настоящее время содержит более 17 500 соглашений в широком спектре отраслей. Миссия RoyaltyStat заключается в обеспечении наибольшей надежной базой данных ставок роялти из лицензионных соглашений. Каждое из этих соглашений имеет нередактированную ставку лицензионного платежа, и полная база данных может быть исследована с использованием различных фильтров. Сайт включает в себя широкий аналитический инструментарий, разработанный с учетом особенностей вопросов трансфертного ценообразования и оценки объектов права интеллектуальной собственности.


Законодательство и полезные ссылки по ТМ


1. Парижская конвенцяя об охране промышленной собственности. http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/995_123/print

2. Мадридское соглашение о международной регистрации знаков. http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/995_134/print

3. Гражданский кодекс Украины. КНИГА ЧЕТВЕРТАЯ: Право интеллектуальной собственности. http://zakon3.rada.gov.ua/laws/show/435-15/paran2233#n2233

4. Закон Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг» от 23.12.1993 №3771-ХІІ. http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/3689-12

5. Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на выдачу свидетельства Украины на знак для товаров и услуг. http://zakon3.rada.gov.ua/laws/show/z0276-95/print1178262961702826

6. Инструкция о подаче, рассмотрении, публикации и внесении в реестры сведений о передаче права собственности на знак для товаров и услуг и выдачу лицензии на использование знака (международного знака) для товаров и услуг. http://zakon3.rada.gov.ua/laws/show/z0718-01/print1111410261307734

7. ИСС «Международная классификация товаров и услуг для регистрации знаков (Ниццкая классификация). Одиннадцатая редакция, версия 2017 года». http://nice112017.ukrpatent.org/

8. Постановление Кабинета Министров Украины «Об утверждении Порядка уплаты сборов за действия, связанные с охраной прав на объекты интеллектуальной собственности» от 23.12.2004 №1716. http://zakon5.rada.gov.ua/laws/show/1716-2004-%D0%BF/page

9. Декрет Кабинета Министров Украины от 21.01.1993 №7-93 «О государственной пошлине». http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/7-93/print1218034688041545

10. Правила согласования вопросов о внесении обозначения, содержащего официальное название государства «Украина», в знак для товаров и услуг. http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/z0939-10

Частые вопросы (FAQ)

Что дает регистрация ТМ?

Регистрация ТМ / торговой марки /знака для товаров и услуг является правом, а не обязанностью, т.е. любое лицо может использовать ТМ в хозяйственной деятельности и без регистрации в национальном патентном ведомстве.
Основная задача ТМ – выделить производителя товаров или услуг, идентифицировать его среди схожей продукции, закрепить в сознании потребителя ассоциации с определенным качеством, стилем, эксклюзивностью. Естественно, что для продвижения такой узнаваемости и репутации ТМ (основной гудвилл предприятия), владелец ТМ вкладывает финансовые и, что более ценно, временные ресурсы. И тут, как говорится, на самом интересном месте появляется «законный владелец» (конкурент, дистрибьютер или просто жадный тролль из-под патентного моста) и требует прекратить использовать Вашу ТМ, т.к. у него есть идентичная / схожая зарегистрированная ТМ.
Причем, в лучшем случае, тролль продает вам Вашу же ТМ, а в худшем - конкурент может заранее внести ТМ в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, остановить поставки товаров, инициировать судебное разбирательство и т.п.
Конечно, существуют способы доказывания вашей правоты и добросовестного поведения на рынке, а также возможности продолжать использование ТМ в том же правовом объеме (для тех товаров и/или услуг для которых было фактическое использование), но все это перейдет в плоскость судебных разбирательств, затраты на которые несоизмеримы с проведением регистрации ТМ.
Отдельно, стоит обратить внимание, что получение доменного имени в зоне .UA невозможно без регистрации ТМ. Таким образом, зарегистрированная ТМ дает владельцу право запрещать ее использование другим лицам и передавать права на ТМ по договору полностью или частично (продажа ТМ, лицензионные договоры).

Что нужно знать о ТМ?

В целях регистрации и расчетов стоимости официальных сборов, ТМ / торговую марку /знак для товаров и услуг целесообразно разделить на словесную (слово или словосочетание), изобразительную (рисунок) и комбинированную (слово/словосочетание + рисунок).
ТМ может быть подана на регистрацию в черно-белом или в цветном варианте, черно-белый вариант обладает большим правовым объемом (возможность использовать ТМ в любых цветах), цветной вариант предполагает дополнителные государственные сборы и использование только в тех цветах которые заявлены, рекомендуется - если цвета являются фирменными цветами, узнаваемыми потребителем.
ТМ / торговая марка /знак для товаров и услуг имеет сугубо территориальное действие – действует только на территории той страны в которой зарегистрирована.
Владельцем ТМ в Украине может быть любое физическое или юридическое лицо, резидент и нерезидент Украины. В некоторых странах существуют определенные ограничения (например – владельцем может быть только юридическое лицо или физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность), однако, в случае подачи «международных» заявок в этих странах через Мадридскую систему регистрации на основании национальной украинской заявки/регистрации ТМ – такие ограничения не действительны.
Срок регистрации ТМ при стандартной процедуре – в среднем составляет от 14 - 18 месяцев, крайние сроки регистрации с момента подачи заявки на регистрацию ТМ законодательно не определены.
Срок регистрации ТМ при ускоренной процедуре – составляет 4,5 - 6 месяцев, за проведение ускорения оплачивается дополнительный государственный сбор (составляет от 4830 грн. и более в зависимости от количества выбранных классов МКТУ, еще более высокая стоимость для комбинированных ТМ).
Указание в ТМ официального названия / имитация названия государства «Украина», написанная буквами украинского и / или любого другого алфавита а также использование международного кода Украины «UA» регламентируется отдельными Правилами – предполагает дополнительный государственный сбор (6000 грн.), а также предоставление доказательств того, что заявитель осуществляет деятельность на территории Украины не менее 5 лет, занимает доминирующее положение на рынке, осуществляет внешнеэкономическую деятельность и т.п. Однако, использование слова «украинский» не подпадает под эти требования – возможно при регистрации без дополнительных затрат и доказательств.
Предварительный отказ национального ведомства в регистрации ТМ по любым причинам – не является окончательным и бесповоротным, существуют дополнительные процедуры подачи аргументированного ответа органу экспертизы, предоставление доказательств фактического использования ТМ, обращение в Апелляционную палату.

Что такое классы МКТУ и как их определить?

МКТУ - Международная классификация товаров и услуг, которая используется для регистрации торговых марок, принята в рамках Ниццкого соглашения 1957 года. Классификация разграничивает по принципу однотипности / однородности все товары и услуги на 45 классов — 34 класса товаров (классы с 1‑го по 34‑й включительно) и 11 классов услуг (классы с 35‑го по 45-й включительно).
С учетом развития промышленности, науки и социальных сфер в перечни товаров и услуг МКТУ постоянно вносятся обновления и дополнения существующих формулировок, официальная действущая версия МКТУ всегда доступна на сайтах национальных ведомств.
С целью правильного выбора необходимых классов МКТУ для регистрации ТМ – мы всегда проводим консультацию с учетом видов деятельности будущего владельца ТМ, предлагаем варианты основных и дополнительных классов на выбор с пояснениями. От правильного выбора классов МКТУ зависит не только стоимость регистрации ТМ - все государственные сборы рассчитываются от количества классов, но и шансы прохождения регистрации – чем больше классов, тем больше вероятность наличия схожих уже зарегстрированых ТМ, которые могут быть противопоставлены ТМ при прохождении квалификационной экспертизы.

Как рассчитать стоимость регистрации ТМ / торговой марки / знака для товаров и услуг?

Стоимость регистрации ТМ торговой марки / знака для товаров и услуг состоит из государственных пошлин и сборов, а также гонорара патентного поверенного.
Основные сборы и пошлины (минимальный вариант регистрации ТМ- 1 класс МКТУ, без защиты цвета, 1 владелец) включают в себя:
Сбор 40100 За подачу заявки на знак - 1000 грн. за 1 класс МКТУ
Сбор 41700 За публикацию про выдачу свидетельства на знак - 150 грн. за 1 класс МКТУ
Гос. пошлина за выдачу свидетельства на знак – 85 грн.
Итого: 1235 грн.
Также существуют дополнительные государственные сборы в случае, если ТМ заявляется в цвете, заявителей больше чем 1, срок регистрации – ускоренный и т.п.